monster of incuriosity (vishka) wrote,
monster of incuriosity
vishka

дети и отцы

Пока вчера летел в Перу (из Токио 45 часов на самолёте, не шутка) перечитал среди прочего "отцы и дети". Удивился, что мне совсем не было жалко Базарова. Из всех лишних людей он самый неинтересный. Неинтересный в первую очередь оттого, что он кажется очень понятным, при этом оставаясь непонятным себе.

В нормальной ситуации я бы сказал, что не верю, чтобы человек себя не понимал, но тут пришлось следовать условиям автора. В итоге, иначе как к неспособному к рефлексии закомплексованному юноше отнестись к нему не удалось.

Мне всю книгу казалось, что с него можно сбить спесь буквально двумя-тремя вопросами, которые остальные персонажи не умеют задать. Похожее чувство у меня было когда я читал диалоги Сократа. Как будто внимание нарочно рассеивают уймой второстепенных вопросов, чтобы отвлечь от одного самого важного, который разрушит все построения. Вопросы эти, конечно: в чём счастье, и ежели в переживаниях, то чем же одни переживания лучше/хуже других. А если не лучше (а Базаров только так и мог ответить), то с чего такой апломб и важность?

И очень, очень жалко его родителей. Хотя мало на свете подлостей гаже, чем любовь из одного чувства взаимности (и вообще любовь). Тут надо ещё разобраться, почему их оказалось так жалко.

Сильнее остальных задела судьба Павла Кирсанова, с которым я в итоге себя отождествлял. Тургенев не объясняет (либо я не сумел прочитать), в чём была его ошибка. Больше всего смутила ярость, с которой выписана его дальнейшая судьба в заключительной главе. При первом прочтении я на это совсем не обратил внимания (впрочем, как и на самого Павла Кирсанова), а сейчас, вероятно из-за возникшего чувства родства, это главное, что бросилось в глаза.

Только не надо писать, мл, Павел Петрович был гордецом, за то и пострадал. Грехов там у всех хватает, а с ненавистью выписан буквально единственный персонаж. Даже Ситников не таким презрением обдан.

Что же до нигилизма, то даже неловко, насколько он устарел и стал неинтересен. Я так и не смог поверить, что эти идеи могли когда-то искренне будоражить умных людей (а именно таким выписан Базаров). В итоге остался при мнении, что за Базаровской философией стоял злой умысел.

Из-за всего этого Базарова не удалось пожалеть даже как человека, который просто не умеет быть счастливым. Этот изъян сперва нужно признать в себе, чтобы он вызывал жалость у других. Печорин хотя бы понимал, что с ним не так -- разрушение его привлекало постольку, поскольку было частью саморазрушения. А Базаров злодей витальный, ещё и при смерти себя жалел, что уж совсем плохо вписалось в образ человека, якобы отрицающего пошлость.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments