В связи с этим решил провести небольшой интеллектуальный экзерсис, в котором я попытаюсь максимально просто ответить на главные вопросы и заодно разложить всё по полочкам.
Пожалуй, первое, что стоит отметить, это отсутствие какой-либо связи между неприятием мира и несчастьем. А то отчего-то принято считать, что если кому-то не угодили окружающие, то и счастья у человека в жизни нет. Спешу опровергнуть эту мысль – жизнь как процесс доставляет мне колоссальное удовольствие. Залог этого удовольствия – честность.
По сути, счастье доступно любому, кто умеет с самим собой быть искренним. Тут нетрудно заметить, что именно этот тезис исключает большую часть “принципов” а так же некоторые проявления веры и все проявления любви. Понимаю, что утверждения эти на первый взгляд могут показаться спорными, поэтому попробую пояснить.
Для начала необходимо провести чёткую грань между верой и доверием. Доверие – основанное на опыте рациональное чувство. Чувство полезное, но зыбкое: так как доверие невозможно без жёсткого внутреннего рационализма, его очень легко разрушить, однажды не оправдав.
Другое дело вера. Впрочем, её тоже необходимо разделить на два противоположных чувства. Во-первых, это вера как определённое экзистенциональное состояние. Такая вера сродни Наполеонству клиента больницы имени Алексеева – чувство безапелляционной убежденности в неподтверждаемое опытным путём. В этом смысле все мы является верующими.
Не подумайте только, что я пытаюсь тем самым оскорбить чувства верующих, наоборот: состояние веры, сродни дальтонизму – не более чем форма альтернативного существования. И если с дальтоником я не стану обсуждать характерные особенности палитры Рембрандта, то с верующим в бога я вряд ли буду говорить за жизнь. Наши “правды” существует как бы параллельно. Для каждого из нас они не интерсубъективны, хотя и справедливы в рамках одного, а иногда и в рамках нескольких других. Такая вера честное, но не экстраполируемое чувство. Но главное – это люди с пусть альтернативной, но последовательной системой ценностей.
Другое дело вера, как результат самообмана, лжи и страха. Та самая вера, которая следствие “обманываться рад” – плод побега от ответственности. Определить её носителей совсем нетрудно, это люди с настоящей прорвой внутренних противоречий. Наверняка вы видели, как некоторые девушки этим даже кокетничают: мл я вся такая внезапная и противоречивая.
Очевидно, что отсутствие внутренней системы требует какого-то замещения извне; именно поэтому люди лишённые основы так легко подпадают под влияние религиозных институтов. Они же чаще говорят о любви и вере – это придаёт уверенности. Именно им мы обязаны феноменом добреньких, но плохих людей.
Но главное – их нельзя любить. Нет, это вовсе не означает, что с ними следует прекратить всякое общение. Важно лишь не забывать раскладывать своё отношение к ним на составляющие: любить не людей, а тельце юной дивы, отданное в поюзание, не человека – а функцию в нём. Общение с такими людьми необходимо ограничивать получением удовольствия от каких-то их проявлений. С любовью к лжецу, или того хуже, ко всему человечеству, начинается пакость.
Полюбить в плохом человеке не функцию, а его самого, значит погубить себя. Полюбив в ком-то плохое, человек начинает лгать себе и оправдывать. Мать готова лгать, что бы оправдать сына, потому что любит его. Те, кто любят её, оправдывают и её, лгущую ради сына.
Человек любящий не может быть хорошим. Он лишён ориентиров, в нём никто, кроме объекта любви, не может быть уверен. Да и тот может быть уверен лишь до тех пор, пока длиться любовь. Человек любящий, это человек, погрязший в лицемерии и самообмане, непредсказуемое и опасное существо, способное на всё, так как способно всё оправдать.
Единственный способ это избежать – нелюбовь.