Ещё не успело покинуть эфир научно-популярное ток-шоу имени Гордона, как на малой сцене Школы Современной Пьесы он запускает свой новый проект. И всё бы как обычно, да больно гости у него собрались не простые. Тут и капитан Лебядкин с дочкой и прибывший из самого Петербурга Ставрогин. Всех их собрали в одной студии для того, что бы проведя “журналистское расследование” наконец разобраться, почему Николай покончил с собой? |
Диалог с литературными героями, вот та цель, что преследовал в своей постановке Гордон. На каждого героя тут составлено досье и как и в любом телевизионном “расследовании” к биографиям приложено фото в профиль и в фас. Но вот все герои представлены и за 24 часа до самоубийства начинается наше ток-шоу.
Начиная передачу с перекрёстных вопросов, Гордон, будто ведя политическую дискуссию, пытается хитростью выудить из участников правду. Мы видим как каждый из них тешится своей ложью и, не смотря на все усилия ведущего, с каждым шагом всё больше и больше запутывает словесный клубок. Здесь, среди прозрачных декораций и тёмных интриг, даже спор литературных героев порой доходит до рукоприкладства. Да-да, я говорю о той самой пощечине, что в глубокой обиде залепил Ставрогину Шатов.
Но вот, из студии мы переносимся в квартиру Лебядкиных. По заверениям ведущего, всё это реконструкция событий, предшествующих самоубийству. Здесь мир разделён на две параллели, один за ширмой киноэкрана, а другой перед нами, на сцене где бушуют страсти.
Благодаря ловкой игре кинокамеры, поднимаясь всё выше и выше своих оппонентов, Ставрогин, к апогею непонимания становится настолько значительнее, что кажется, вот-вот экран прорвётся и он выйдет для того, что бы сорвать двуличные маски с бесов. “Что же вам всем надо-то от меня ”, в безвыходном крике заходится Ставрогин. До самоубийства остаётся 12 часов.
Но вот звонок, передышка и снова ток-шоу. И как и в жизни, самое главное происходит в антракте. Кто-то умер, а уже готовый на всё Кириллов, будто пытаясь убедить самого себя повторяет – “Если бога нет, то я бог, а если есть бог, то ведает что творит.” Бесы правят бал и даже попытавшийся вмешаться ведущий был ими одёрнут. Финал наступил, но на проклятые русские вопросы “что делать” и “кто виноват” так и небыл дан внятный ответ.
---
Объективно оценив свои силы, Александр Гордон не взялся пересказывать нам целый роман. В своём спектакле он занимается тем, что лучше всего умеет: ведёт телевизионное шоу. А тот факт, что в гостях у него такие бесы… думаю, ему и не привыкать.
Наблюдая за тем что происходит на сцене, невольно забываешь что всё это – роман. Ты следишь за происходящим будто за пятничной “свободой слова”, а подойдя к концу, понимаешь, с чего началось тем и закончится. И даже когда ты умрёшь, бесы, они останутся.
Вот ещё интересная закономерность, за последний год "Бесов" поставили аж трижды. Достоевский невероятно симптоматичный автор, и то, что его роман вдруг так зазвучал, не сулит ничего хорошего.